Две грекокатолической церкви в Украине


Кто о чем, а я о праздниках. Те, что уже на будущей неделе. Точнее о празднике, потому что оно там одно - Пасха. Вот пишу эти строки, а представляю  прекрасную весеннюю благодать, которая всходит на меня во время поедания домашней колбасы. Свяченой, потому что до посвящения ее не дают даже попробовать. Вот и размечтался я о Пасхе, когда вся наша большая семья соберется за столом и начинается праздничная трапеза - с разговорами и рассказами. Все будет так, как и в прошлом году, как и позапрошлом, и дальше в прошлое; в этом и красота этого праздника. Не изменится и другое: в какой-то момент мама попросит гостей утихнуть, увидев в телевизоре Блаженнийшего Любомира Гузара или Верховного архиепископа Святослава, и скажет: «Предстоятель церкви говорит». Все стихнут, а я отвечу: «Так это же не нашей церкви Предстоятель»!

Потому что у закарпатских греко-католиков - своя, отдельная церковь, которая Украинской греко-католической церкви не подчиняется. Но что уже там - даже особенных контактов с ней не имеет! Короткая история этого явления выглядит так: в связи с тем, что, в отличие от других частей Украины, Закарпатья веками было положено Венгрии, закарпатских греко-католиков подчинили венгерскому архиепископу. В междувоенный период, когда Закарпатье входило в состав Чехословакии, наконец удалось добиться выделения Мукачевской греко-католической епархии из Венгерской церкви и отдать ее под прямую юрисдикцию Ватикана. Церковный срок такого статуса - sui iuris, то есть «свое право». В той ситуации оно было понятным, ведь независимой Украины на картах не было, а ее части входили в состав разных государств.

В начале 90-х годов, когда провозглашена Украина и Греко-католическая церковь вышла из подполья, опять появился вопрос о включении Мукачевской греко-католической епархии в состав поместной Украинской церкви, но эти попытки натолкнулись на антиукраинские интриги как в Закарпатье, так и в Ватикане, выгодные всем: как антиукраинским силам внутри страны, так и в Венгрии, Словакии и России (какая опекает сепаратистское « русинское» движение). Вот, и вышла ситуация, которую имеем сегодня, потому что de facto в Украине существуют ДВЕ поместных греко-католических церкви: УГКЦ и церковь Закарпатской области, то есть Мукачевская греко-католическая епархия. И обе подчинены Ватикану. И смех, и грех, потому что это неумно, нелогично и угрожающе для Украины, правда же?

Угрожающе, потому что существованием двух поместных греко-католических церквей фактически поднимается сам принцип поместности, согласно которому поместная церковь действует на территории всего государства. Кроме того, это дает возможность авантюристам в сутанах заниматься политикой, то есть утверждением «окремишности», а значит - сепаратистичности Закарпатья. Так, например, богослужения в греко-католических церквях Закарпатья ведутся непонятной вирникам старославянским языком, а проповеди произносятся то ли на диалекте, то ли на каком-то непонятном «язичиї». «Боже большой, единственный» после службы вы сможете услышать только в Ужгороде и только раз в неделю - такую «роскошь» обществу удалось получить путем длинной борьбы. Пусть никто не трактует этот факт, как упрек, но все же он кажется интересным: Мукачевскую греко-католическую епархию возглавляет словак! Ради справедливости стоит отметить, что он (епископ Милан Шашик) в 2009 году получил украинское гражданство.

Хуже всего же в этой ситуации простым верующим Закарпатья, которые на тонкостях церковной бюрократии не понимают, а поэтому искренне радуются, что у «нашей Церкви такой молодой, мудрый, образованный и приятный Предстоятель». Имея в виду, конечно, архиепископа Святослава Шевчука. Поэтому так и шокировало закарпатскую общественность радостное событие, которое состоялось в начале этого года в Ужгороде, - впервые за много лет в Закарпатье был освячен епископ. В церемонии участвовали много церковных должностных лиц, главным святителем был Епарх Мукачевский Милан Шашик. Но Главу УГКЦ Святослава «потеряли», как бедного родственника, среди других священнослужителей, ему даже слова не предоставили!

Авторитетный исследователь, профессор Любомир Белей об особенном статусе sui iuris Мукачевской греко-католической епархии сказал так: «В действительности сохранение статуса sui juris за Мукачевской греко-католической епархией имеет не просто пикантный, а очень неприятный правовой аспект: признавая на территории Украины существование двух независимых греко-католических поместных церквей, Ватикан таким образом или не признает Закарпатье частью Украины, или же местных греко-католиков не считает украинцами. Tertium non datur». Добавить к этим словам ничего, кроме как замечание, что с избранием нового Папы несколько изменилась ситуация в Ватикане, который может выйти на пользу украинцам.

Сам архиепископ Святослав вспоминает: «Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, ежедневно раненько, пока еще все ребята спали, прислуживал отцу Чмилю во время службы Божьей. Он хорошо знает наш обряд и помнит даже нашу Литургию. Таким образом кардинал Бергольо всегда заботился о нашей Церкви в Аргентине, и я, как молодой епископ, предпринимал свои первые шаги в этом служении «под его глазом» и с его помощью». Разве это не шанс, какой Бог подарил Украине?

Учитывая такую ознакомленность нового Папы с украинскими делами и Украинской греко-католической церковью, становится понятным, что сейчас - наилучшее время для исправления этого исторического «недоразумения», которым является существование у нас двух поместных церквей. Это дело пойдет на пользу и Церкви, и единству христиан, и единству Украины. Дело, решить которое архиепископу Святославу полностью по силам. И время для этого наступило.


http://donbass.ua/multimedia/images/news/original/2011/03/25/ugkc.jpg


 

Категория: Общество | Добавил: Калинка (29.04.2013)
Просмотров: 1341 | Теги: греко-католицька церква, религия, традиции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: