Итальянская сказка про Чиполлино
Джанни Родари сыграл на самом неубиваемом детском инстинкте. Взрослого еще можно — и даже легко — уговорить, что мир устроен единственно возможным образом и что любые попытки его исправить только портят дело. Но ребенок, на глазах у которого травят бедняка, бежит вступаться. Сказка Родари про Чиполлино была востребована советской пропагандой не только из-за своего благородного демократического пафоса, но еще и потому, что героями ее были хулиганы, обаятельные раздолбаи: советская власть не любила отличников. Если отличник, то наверняка ябеда, если чистюля — стопроцентный трус. «Приключения Чиполлино» - это классическая схема, в которой учтены два главных фактора для России. Первое: противники власти находятся в абсолютном и вдобавок беспомощном меньшинстве. Второе: это хорошо, потому что власть все сделает сама. Почему Чиполлино — мальчик-луковка? Лук сочетает в себе три главные приметы пролетария. Во-первых, он живет в земле. Во-вторых, он восстает: из этого лука, сидящего в земле, прорывается зеленая стрела. В-третьих, лук - это растение-мститель. Как мы знаем, любой, кто дернет Чиполлино за волосы, начинает плакать. Синьор Помидор — предатель среди овощей. Он, конечно, овощ, но он выглядит как фрукт. Это овощ, который пустили на верха. Потому что - и это очень принципиально - среди овощей наблюдается расслоение. Среди овощей есть коллаборационисты, и это одно из важных открытий Джанни Родари. Второе важное открытие — расслоение народа на борцов и страдальцев, на Кума Тыкву и Редиску. Из лекции Дмитрия Быкова* «Чиполлино и русское общественное движение» в лектории «Прямая речь». | |
| |
Просмотров: 457 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||