Как отличаются разум и безумие?
Мы все замечали, что вокруг вас много людей, которые чувствуют и думают иначе. У них другое мировоззрение, они иначе объясняют политику, историю и мир. У них другие ценности и идеалы. Короче говоря: они ошибаются и им можно помочь. Я догадываюсь, что вы пытались их переубедить. Вы делали попытки их спасти. Ведь вам кажется, что вы рациональны, а они безумны. Вам кажется, что ваша позиция взвешена и правильна, а те, другие, - просто жертвы пропаганды или "зомбированные" невежды. Но ваши попытки наставить их на истинный путь оказались тщетны. Они упорствуют. И тогда возникает вопрос: уж не больны ли они? Не патологические ли это существа, живущие в искаженном иллюзорном мире? Раньше их бы назвали одержимыми, бесноватыми. Сегодня мы приписываем им разные версии клинического безумия. А то, что они полные невежды даже не требует доказательств. Мы делали все возможное, чтобы их просветить, но все оказалось гораздо хуже... Но, о ужас, они точно то же самое думают о нас! Им кажется, что их картина мира насколько очевидна и обоснована, что не принять ее - явный симптом психического расстройства или безумия. Вы также замечали, что люди склонны доверять теориям заговора. Принимать самые безумные идеи. Древние города построили инопланетяне. И не было Античности и средневековья. Платон писал свои тексты в 15 веке нашей эры, а Аристотель - это псевдоним Изи Мандельбаума с Дерибасовской. Вообще, в мире все совсем не такое, каким кажется на первый взгляд... Штерцер провокационно формулирует задачу книги: показать, что не существует ясной и четкой границы между "нормальными" и болезненно-патологическими процессами в мозге. Симптомы и критерии безумия или сумасшествия:
Но что такое реальность? Филипп Штерцер утверждает, что реальность нами или нашим мозгом конструируется. Таким образом сама реальность - это конструкция, таким образом сама реальность это иллюзия. Безумный образ мира или нормальный образ мира - это разные типы иллюзорности. Можно сказать, что мы живем в мире, где существуют разнообразные уровни иллюзорности. Которые собираются по одним правилам, более-менее нормальным или собираются по другим правилам, которые мы называем безумными или патологическими, но во всех случаях говорить об истине, о реальности, об обоснованности мы не можем. В видео Андрея Баумейстера - определение безумности и разумности и масса жизненных историй из книги Филиппа Штерцера.
Фуко (Фуко М. История безумия в классическую эпоху) приходит к парадоксальному выводу о том, что атрибутом существования безумия всегда была свобода, будь то свобода безумца говорить на языке собственного безумия, пренебрежением к «разысканию истины и развитию способности суждения», а также действия, подлежащие нравственному осуждению («страсть, неупорядоченная жизнь, праздность, распущенность и изнеженность, царящие в городах, жадное чтение, пособничество воображения, чувствительность, ненасытная в возбуждении и в то же время слишком озабоченная собой»). И вся мощь психиатрической машины обрушивается на беженца от реальности. Таким образом, безумец: 1) срывает покров с элементарной, первичной истины человека, которая сводит его к примитивным желаниям, безумие есть разновидность детства; 2) выводит на поверхность внутренний мир дурных наклонностей и извращений, безумие показывает, где «обрывается свобода», детерминированная телесностью (безумие есть расстройство функций мозга); 3) невинен, так как не осознает причин своих поступков; 4) излечим только в случае изгнания из него неприемлемых, чуждых для данного общества его нравственных и социальных истин. Еще интересное видео от Андрея Баумейстера: TikTok - симптомы человеческой деградации. | |
| |
Просмотров: 1001 | | |
Всего комментариев: 0 | |