Группа "Даха-Браха" тексты к своим песням записывала во время фольклорных экспедиций украинскими селами еще в студенческие годы.
"Житомирские, ровенские, полесские, преимущественно из Полесья, тексты странны, случаются и дохристианские. Чем песня древнее, тем более интересный текст", - рассказывает Ирина Коваленко.
Марко Галаневич вспоминает, что поощрить старших людей к пению удавалось непросто. "Приезжаем к бабке в село: "Бабко, спойте песню" — "Ой, детишки. Я что-то уже все по забывала". А потом достаеш бутылку водки, луковицу, консерву открыл, и дело пошло. Искали песни по-разному. Бывало такое, что на карту ткнул — вот мне село нравится, потому что у реки, и едешь себе. Приходишь там в магазин. И тебе скажут, где какая баба поет. Это хорошо, что мы песни записываем. А у бабушек они в голове, они ничего не записывают.
Случаются уникальные бабы, которые знают все голоса постные: горяк, середину, и нижний. А одна до слез довела — слепая, а показывала, как танцевать забытый народный танец. Мы никогда не пытались петь аутентичными голосами. Разве что светлее, как на Полесье. И немного грубее, как на Полтавщине", — сказал Марко.
"Больше всего поражает всех песня "Ванюша" — жесткий трешняк такой: когда мама написала сыну — возвращайся из войны, потому что твоя жена тебе изменила. Он приезжает и сходу рубит ей голову. А потом узнает, что она невиновная. Тогда он рубит голову матери, — заметила Ирина Коваленко. — Мы ее в студенческие годы записали. Текст оставили, а вот мелодию песни изменили полностью. Чаще всего изменяем мелодию, вокализмы вносим, а слова здесь уже веками".
Записанные кассеты расшифровывает Нина Гаренецкая, которая играет в группе преимущественно на виолончели. А экспедиционных кассет с песнями где-то штук 50, по два часа каждая. Использовали из них лишь процентов 10, - так что все еще в переди.
Секрет шапок группы ДАХАБРАХА.
|