Николай Тарасенко Лекции про Древний Египет

Лектор: Николай Тарасенко - доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины. Специалист в области египтологии, археологии, искусствоведения и религиоведения. Один из полусотни людей в мире, изучающих египетскую «Книгу мертвых».

О времени и вечности в Древнем Египте

В беседе с Евгением Голубом Николай Тарасенко и Дарья Зиборова говорят о времени и вечности в представлении древних египтян. А представление это отличается от нашего разительно. Мы позаимствовали из Египта систему исчисления времени - но отнюдь не его понимание. Как осмысляли время европейцы? Как правило, в некоей дихотомии (время - пространство, время - вечность). Восточному мышлению дихотомичность также присуща, но пары совсем иные. Так, лекторы подробно рассматривают две вечности - нехех и джет. А кроме того - ряд темпоральных лексем, связанных с циклами, сроками и временными промежутками. Сравнивают грамматические конструкции в индоевропейских и семитских языках, связанные со временем. А также показывают, как представления о времени и вечности нашли отражение в древнеегипетских изображениях.


Сакральная космография Древнего Египта

В лекции рассмотрены основные модели пространственного мировосприятия древних египтян. Как мыслили себя в окружающем мире жители долины Нила эпохи фараонов? Каким виделся им образ мироздания – неба, солнца, луны, звезд, земли, вод, пустыни и пространства за пределами сотворённого мира? Как представляли египетские космогонии творение мира и его пространственных компонентов? Когда, как и почему появился загробный мир? Какими виделись египтянам время и вечность, когда в мир пришла смерть? Как всё это изображали и как описывали древнеегипетские источники?

Список литературы:
1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.,1999.
2. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. / Под ред. Иванова В. В. М.,1984.
3. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. M.,1976, СПб., 2002.
4. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М.,1983.
5. Луркер М. Египетский символизм. М.,1998.
6. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М. - Л.,1956.
7. Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М.,1996.
8. Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. М., 2008.
9. Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2000.
10. Тарасенко Н. А. Древнеегипетская мифология в изобразительной традиции Книги Мертвых (виньетки глав 16, 17 и 42 в Новом царстве – Третьем переходном периоде). К., 2009.
11. Мифологии древнего мира / Под ред. Якобсона В.А. М., 1977.


Осирис: мифология смерти и возрождения в Древнем Египте

В фокусе лекции находится один из центральных древнеегипетских мифов – миф об Осирисе. Именно с этим богом древние египтяне связывали свои надежды на возрождение и жизнь после смерти. Осирис, один из наиболее сложных и полифункциональных представителей древнеегипетского пантеона. Он – повелитель загробного мира, правитель в царстве ушедших, посмертная инкарнация всех усопших фараонов. Одновременно это божество связывается с идей растительного плодородия и разливами Нила. Жилищем Осириса выступают загадочные «Дома жизни» с их жреческими таинствами, его могила идеальна, а его «останками», как письменным инструментом, бог мудрости Тот фиксирует решения посмертного суда душ, превращая каждого оправданного индивида в подобие «Осириса».

Несмотря на известность и частоту упоминаний в источниках, образ Осириса остается для египтологов в ряде аспектов загадочным и малопонятным. Даже чтение имени этого бога продолжает вызывать дискуссии ученых. Данные об Осирисе в египетских религиозно-заупокойных текстах разрознены, неполны и противоречивы, а единственное пространное описание его мифологической истории дошло в античном трактате «Об Исиде и Осирисе» Плутарха Херонейского I в. до н. э., где этот бог предстает культурным героем, убитым завистливым братом Тифоном (Сетом).

В данной лекции освещены детали мифа об Осирисе и рассказано об источниках, его раскрывающих; рассмотрен образ Осириса в системе религиозных представлений египтян, культовой топографии, заупокойной литературе и искусстве Древнего Египта.


Взаимопроникновение миров: текст и изображение в древнеегипетской Книге мёртвых

В центре внимания лекции - проблема взаимодействия изображения и текста в древнеегипетском сборнике религиозно-заупокойных изречений «О выходе в день», который более известен современной науке как «Книга мертвых».

Сборник появляется в эпоху Нового царства (1550 – 1070/1069 гг. до н.э.), период, когда египетская живопись (в первую очередь, рисунок и роспись) достигает вершины своего развития. «Книга мертвых» становится первой иллюстрированной книгой в истории человечества, а при Рамессидах (XIX–XX династии) её оформление рисунками-миниатюрами дает начало новому виду художественного искусства – искусству книжной миниатюры, или «папирусной графике».

В «Книге мертвых» обрела визуализацию не вся картина мира древних египтян, но та ее часть, которая имела для них наибольшую значимость в данный исторический момент, - а именно система представлений о смерти и загробной жизни. Специфика документа - в том, что это индивидуальный свиток, изготовленный для конкретного человека с целью помочь ему в посмертии (до эпохи Нового царства такая практика была практически неизвестна).

Так называемые «виньетки» «Книги мертвых» относительно редко служили самостоятельным предметом изучения и зачастую рассматривались как дополнение, иллюстрация к тексту, в современном понимании этого выражения. Однако в обществе, где до 90% населения не владели грамотой, изображения были важнейшим источником информации, вероятно, даже более значимым, нежели текст. Внимательное изучение взаимосвязи изображений и текста дает нам возможность глубже и объемнее понять танатологические представления древних египтян.

Египетская Книга мертвых

«Книга Мертвых» – древнеегипетский сборник заупокойных текстов – появилась в эпоху Нового царства (1550–1070/1069 гг. до н.э.) и использовалась в погребальном обряде еще около тысячелетия. Этот текст, оригинальное название которого – «Изречения о выходе в день», стал одним из самых известных среди древних источников. Именно поэтому «Книга мертвых» окружена мифами, домыслами и легендами. Однако до сих пор не решен до конца вопрос о причинах появления самой традиции помещения заупокойных изречений на папирусных свитках. Также и содержание текста снова и снова порождает интерпретации и вопросы.

Традиция «Книги мертвых» имеет весьма длительную предысторию: от «Текстов Пирамид» через «Тексты саркофагов» до фиванской редакции «Книги Мертвых» и ее «упорядоченной» версии в эпоху Саисской династии. История этой древней традиции и будет предметом настоящей лекции. Мы рассмотрим процесс становления «Книги мертвых» как совокупности заупокойных изречений, выписанных на папирусном свитке и сопровождаемых иллюстрациями (виньетками), поговорим о ее основных смыслах, отделим вымыслы о ней от правды, проясним ее истинное назначение.

Читайте историю про открытие филолога Сулейменова.

Категория: Наука и технологии | Добавил: Калинка (02.06.2020)
Просмотров: 665 | Теги: лекция, ВИДЕО, египет, история | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: