Николай Тарасенко Лекции про Древний Египет
Лектор: Николай Тарасенко - доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины. Специалист в области египтологии, археологии, искусствоведения и религиоведения. Один из полусотни людей в мире, изучающих египетскую «Книгу мертвых». О времени и вечности в Древнем Египте В беседе с Евгением Голубом Николай Тарасенко и Дарья Зиборова говорят о времени и вечности в представлении древних египтян. А представление это отличается от нашего разительно. Мы позаимствовали из Египта систему исчисления времени - но отнюдь не его понимание. Как осмысляли время европейцы? Как правило, в некоей дихотомии (время - пространство, время - вечность). Восточному мышлению дихотомичность также присуща, но пары совсем иные. Так, лекторы подробно рассматривают две вечности - нехех и джет. А кроме того - ряд темпоральных лексем, связанных с циклами, сроками и временными промежутками. Сравнивают грамматические конструкции в индоевропейских и семитских языках, связанные со временем. А также показывают, как представления о времени и вечности нашли отражение в древнеегипетских изображениях.
В лекции рассмотрены основные модели пространственного мировосприятия древних египтян. Как мыслили себя в окружающем мире жители долины Нила эпохи фараонов? Каким виделся им образ мироздания – неба, солнца, луны, звезд, земли, вод, пустыни и пространства за пределами сотворённого мира? Как представляли египетские космогонии творение мира и его пространственных компонентов? Когда, как и почему появился загробный мир? Какими виделись египтянам время и вечность, когда в мир пришла смерть? Как всё это изображали и как описывали древнеегипетские источники? Список литературы:
В фокусе лекции находится один из центральных древнеегипетских мифов – миф об Осирисе. Именно с этим богом древние египтяне связывали свои надежды на возрождение и жизнь после смерти. Осирис, один из наиболее сложных и полифункциональных представителей древнеегипетского пантеона. Он – повелитель загробного мира, правитель в царстве ушедших, посмертная инкарнация всех усопших фараонов. Одновременно это божество связывается с идей растительного плодородия и разливами Нила. Жилищем Осириса выступают загадочные «Дома жизни» с их жреческими таинствами, его могила идеальна, а его «останками», как письменным инструментом, бог мудрости Тот фиксирует решения посмертного суда душ, превращая каждого оправданного индивида в подобие «Осириса». Несмотря на известность и частоту упоминаний в источниках, образ Осириса остается для египтологов в ряде аспектов загадочным и малопонятным. Даже чтение имени этого бога продолжает вызывать дискуссии ученых. Данные об Осирисе в египетских религиозно-заупокойных текстах разрознены, неполны и противоречивы, а единственное пространное описание его мифологической истории дошло в античном трактате «Об Исиде и Осирисе» Плутарха Херонейского I в. до н. э., где этот бог предстает культурным героем, убитым завистливым братом Тифоном (Сетом). В данной лекции освещены детали мифа об Осирисе и рассказано об источниках, его раскрывающих; рассмотрен образ Осириса в системе религиозных представлений египтян, культовой топографии, заупокойной литературе и искусстве Древнего Египта.
В центре внимания лекции - проблема взаимодействия изображения и текста в древнеегипетском сборнике религиозно-заупокойных изречений «О выходе в день», который более известен современной науке как «Книга мертвых». Сборник появляется в эпоху Нового царства (1550 – 1070/1069 гг. до н.э.), период, когда египетская живопись (в первую очередь, рисунок и роспись) достигает вершины своего развития. «Книга мертвых» становится первой иллюстрированной книгой в истории человечества, а при Рамессидах (XIX–XX династии) её оформление рисунками-миниатюрами дает начало новому виду художественного искусства – искусству книжной миниатюры, или «папирусной графике». В «Книге мертвых» обрела визуализацию не вся картина мира древних египтян, но та ее часть, которая имела для них наибольшую значимость в данный исторический момент, - а именно система представлений о смерти и загробной жизни. Специфика документа - в том, что это индивидуальный свиток, изготовленный для конкретного человека с целью помочь ему в посмертии (до эпохи Нового царства такая практика была практически неизвестна). Так называемые «виньетки» «Книги мертвых» относительно редко служили самостоятельным предметом изучения и зачастую рассматривались как дополнение, иллюстрация к тексту, в современном понимании этого выражения. Однако в обществе, где до 90% населения не владели грамотой, изображения были важнейшим источником информации, вероятно, даже более значимым, нежели текст. Внимательное изучение взаимосвязи изображений и текста дает нам возможность глубже и объемнее понять танатологические представления древних египтян. Египетская Книга мертвых «Книга Мертвых» – древнеегипетский сборник заупокойных текстов – появилась в эпоху Нового царства (1550–1070/1069 гг. до н.э.) и использовалась в погребальном обряде еще около тысячелетия. Этот текст, оригинальное название которого – «Изречения о выходе в день», стал одним из самых известных среди древних источников. Именно поэтому «Книга мертвых» окружена мифами, домыслами и легендами. Однако до сих пор не решен до конца вопрос о причинах появления самой традиции помещения заупокойных изречений на папирусных свитках. Также и содержание текста снова и снова порождает интерпретации и вопросы. Традиция «Книги мертвых» имеет весьма длительную предысторию: от «Текстов Пирамид» через «Тексты саркофагов» до фиванской редакции «Книги Мертвых» и ее «упорядоченной» версии в эпоху Саисской династии. История этой древней традиции и будет предметом настоящей лекции. Мы рассмотрим процесс становления «Книги мертвых» как совокупности заупокойных изречений, выписанных на папирусном свитке и сопровождаемых иллюстрациями (виньетками), поговорим о ее основных смыслах, отделим вымыслы о ней от правды, проясним ее истинное назначение. Читайте историю про открытие филолога Сулейменова. | |
| |
Просмотров: 649 | | |
Всего комментариев: 0 | |