В эти майские дни в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве проходит выставка репродукций картин Микалоюса Костянтинаса Чюрлениса под названием «Фантастический мир символов света и гармонии».
Одна из сорока представленных работ - «Черное солнце» - вызывает особенные эмоции: рядовой зритель, как и профессиональный искусствовед, видят в черном солнце символ трагического предчувствия чего-то, что непрестанно надвигается.
Для автора это, вероятно, было не что другое, как предчувствие смерти, ведь прожил на этом свете известный литовский художник и композитор только 36 лет, оставив по себе свыше 200 произведений для фортепиано, кантаты для хора и симфонического оркестра, тексты для хора на основе псалма. Чюрлениса в Литве называют также автором первых национальных симфонических поэм - «В лесу» и « Море».
Как художник, Чюрленис является автором почти трехсот работ, написанных в духе модерна и арт-ново: как отмечает директор Мемориального культурного центра М.К. Чюрлениса (Каунас - Вильнюс) Стасис Урбонас, «в его художественных произведениях видим сочетание символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, и визуальную картину дополняют цитаты из египетской, индийской, японской культур. Автор пытался синтезировать оригинальную культуру, которая соединило бы искусство изобразительное и музыкальное, мы бы сейчас это назвали аудио-видео инсталляцией».
Для многих экспертов, как и рядовых почитателей творчества Чюрлениса, почти неизвестный факт связи художника с Украиной. Да, именно Чюрленис, получив в подарок фотоаппарат «Кодак» (это был первый фотоаппарат в Литве!), во время путешествия в Крым сделал фотографии природы и картинки из жизни крымских татар. Некоторые из фотографий Чюрленис творчески «переосмыслил» - крымские пейзажи, берега Черного моря можно увидеть на картинах художника («Спокойствие», «Корабль. Тучи»). А работа «Черное солнце», хотя и была написана в Литве, но попала в Украину, где ее следы потерялись. Поскольку «Черное солнце» приобрел известный русский композитор и дирижер украинского происхождения Игорь Стравинский, который знал Чюрлениса и высоко ценил его творчество как композитора и художника. В дневниках И. Стравинского (хранятся в отделении государственного архива РФ в Санкт-Петербурге) вспоминается фамилия Чюрлениса. «Они не были друзьями, быстрее - знались как коллеги, - считает музыковед Леся Олийник, - ведь и Стравинский, и Чюрленис уважительно относились к народному творчеству, использовали народные мотивы в своих произведениях».
Жизнь разлучила двух коллег в 1910 году: Чюрленис начинает болеть, а в апреле 1911 года умирает после тяжелого нервного заболевания в санатории под Варшавой. Игорь Стравинский с 1910 года живет за рубежом, с началом Первой мировой войны принимает решение не возвращаться в Россию. Он проживает в Швейцарии, потом во Франции, а с 1939 г. и к смерти в 1971 году проживает в США. Путешествует ли за ним картина его коллеги, на данный момент, неизвестно. Известно из дневников Стравинского, что в усадьбе родственников вблизи Нежина должны были бы храниться некоторые его вещи. На сегодня, существует несколько версий того, где может находиться «Черное солнце». Первая из них, которой придерживается С. Урбонас - это и, что во время русских революций, в водовороте Первой мировой войны и европейских переездов Стравинского, картина могла потеряться или же погибнуть; по крайней мере, ее следы теряются в Украине между Первой и Второй мировыми войнами.
Вторая версия, которую озвучили нежинские краеведы и историки Лилия Руденко и Ольга Пономар, - это и, что картина может находиться в Украине, возможно и на черниговщине. Как отмечает Руденко, «Игорь Стравинский - сын певца Федора Игнатьевича Стравинского, уроженца Черниговской губернии, выпускника Нежинского лицея. Певец Федор Стравинский дебютировал в Киеве в 1873 г., его семья, которая происходила из Волыни, имела землю и вблизи Нежина, и квартиру в Киеве. Когда Игорь Стравинский ехал из России в 1910 году, часть своих вещей, включительно с мебелью, картинами, посудой он переслал семье в имение под Нежином. В 1930-ые годы НКВД сильно «прочистило» архивы Чернигова и городов области, поэтому нам неизвестно что именно хранили Стравинские в имении. Имение, к тому же, было ограблено крестьянами после прихода к власти большевиков, но известно, что особенно ценные или полезные в хозяйстве вещи, с картинами и мебелью включительно, люди разобрали по домам. Поэтому имеем надежду, что картины, которые принадлежали Стравинским, не уничтожены: возможно, хранятся у кого-то на антресолях, а возможно, в каком-то из музеев где-то спрятаны, пылью покрываются».
Хочется надеяться, рано или поздно подтвердится вторая версия...
|