Эксперимент Милгрэма - цена послушания для личности и общества
Эксперимент Стэнли Милгрэма — это серия экспериментов в социальной психологии, которые были описаны в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience), а позднее в книге «Подчинение руководству: экспериментальное исследование» (Obedience to Authority: An Experimental View; 1974). Этот тот самый знаменитый эксперимент, где людей били током. Для участников эксперимента была разыграна игра в ученика и «учителя», который улучшает память «ученика» с помощью боли от электрического разряда. Проверяя память «ученика», «учитель» наказывает его за каждую ошибку, и с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение всё более сильным электрическим разрядом. И даже если испытуемый умолял о прекращении эксперимента, "профессор" в белом халате, который находился рядом, настаивал на продолжении и «учитель» продолжал нажимать на кнопку. Это были психически здоровые, нормальные люди, которые по приказу экспериментатора били человека током. Экспериментатор Стэнли Милгрэм поставил перед собой цель изучить, как в тоталитарных обществах человек подчиняются преступным приказам. Милгрэм продемонстрировал, что 90% людей способны причинить боль или даже убить, если приказ будет исходить от любой власти, что демонстрирует статистика: Не будем вдаваться в подробности эксперимента, его цели, результаты и выводы можно прочитать на странице Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Милгрэма Фильмы про эксперимент МилгрэмаОтрывок из фильма «И… как Икар» (1979) Документальный фильм Эксперимент Милгрэма - Повинуемость/Obedience (США, 1965) Художественный биографический фильм «Экспериментатор» (2015) про экспериментатора Стэнли Милгрэма. Извлечение уроков из подчинения авторитету в обществеМы часто вынуждены подчиняться людям в униформе или власти в самых разных обстоятельствах - от классной комнаты до армии. Люди, занимающие властные позиции, будь то учитель, начальник или лидер, часто имеют слишком большое влияние на подчиненных. Результаты эксперимента Стэнли Милгрэма дают критическое представление о том, какие подводные камни таит в себе бездумное следование авторитету. Это исследование может помочь нам лучше понять, как и почему людей убеждают участвовать во вредных или аморальных действиях, влияние ситуационного давления или социальной динамики. Понимая это, мы можем попытаться разработать более ответственные структуры управления и воспитать культуру индивидуальной ответственности. Опасность слепого послушания. Одним из самых замечательных результатов, полученных Стэнли Милгрэмом, была степень готовности участников отказаться от ответственности, подчинившись власти. В результате эксперимента Милгрэм продемонстрировал, что даже в свободном демократическом обществе, таком как США - 90% подчиненных способны причинить сильную боль или даже убить человека, если приказ будет исходить от авторитетной фигуры. Человека можно убедить отказаться от собственных моральных суждений в пользу подчинения командам по разным причинам. Например, желание угодить экспериментатору, страх возмездия или убежденность в легитимности авторитетного лица. Психологические последствия слепого повиновенияНа эту тему есть много психологических книг и исследований. Эксперимент Милгрэма показывает власть, которую авторитетные люди могут иметь над обычными гражданами. Но если посмотреть дальше, как это происходит в жизни и какие негативные последствия слепого повиновения для личной жизни и психики личности? Первое, что приходит на ум - это война, поведение солдат и офицеров, мародерство. Сколько преступлений было совершено во имя выполнения приказов? Сколько невинных жизней было принесено в жертву из-за того, что солдаты и офицеры выполняли приказы, не задумываясь о моральных последствиях своих действий? И что стало с этими солдатами после войны - депрессии, психические расстройства и даже самоубийства. Эксперимент Милгрэма является ярким напоминанием о катастрофических последствиях слепой преданности авторитету. Слепое подчинение власти может привести к целому ряду проблем личности, которые могут иметь катастрофические последствия для жизни. К ним относится потеря самостоятельности и размывание личных границ, что может лишить личность ее достоинства и индивидуальности. Кроме того, подчиненные, бездумно подчиняющиеся командам, могут испытывать чувство вины, стыда, тревоги и депрессии в результате своего поведения. Слепое послушание может также привести к дегуманизации других людей, что может иметь серьезные этические последствия и повлиять на личную жизнь. Когда персональная независимость подменяется подчинениемПотеря независимости является одним из самых серьезных последствий подчинения власти. Когда люди отказываются от собственных моральных суждений в пользу повиновения приказам, они низводятся до статуса простого винтика в большой системе. Подчиненный лишается своей уникальности и чувства собственного достоинства. Такое размывание идентичности имеет далеко идущие последствия, как для отдельного субъекта, так и для общества в целом - об этом нам красноречиво рассказывает история тоталитарных государств. Дегуманизация других (иных, чужих) людей (врагов)Помимо психологического вреда, бездумная преданность авторитету может иметь серьезные этические последствия. Те, кто выполняет приказы, часто вынуждены дегуманизировать объекты (жертв) своих действий. Такие люди могут быть вовлечены в акты насилия или угнетения, которые они никогда бы не одобрили без влияния авторитетов. Дегуманизация оказывает значительное влияние на мировоззрение и персональную жизнь индивидуальности, на его чувство морали и этические нормы. Необходимость в сопротивлении и борьбе со слепым повиновениемВ свете этих негативных и вредных последствий слепого повиновения, очевидно, что необходимо просвещать и информировать общество о том, что такое власть. Про механизмы воздействия представителей власти на личность. Обществу нужно предоставить правовые инструменты и другие возможности, необходимые для защиты от искушения слепого повиновения. Начиная с детских садиков, необходимо обучать ребенка как принимать этические решения и тренировать критическое мышление. У здорового совершеннолетнего гражданина должна быть сформирована культура индивидуальной ответственности. Каждый из нас должен сыграть свою роль в отказе от бездумного послушания. Умение отстаивать чувство собственного достоинства, понимание личных границ и принятие самостоятельных решений должны быть нормой в обществе и частной жизни. Это не простая проблема, требующая больших усилий и времени, но только таким образом мы сможем построить более справедливое и равноправное общество, улучшить качество личной жизни. Читайте еще про отказ от ответственности: Психология: «Эффект свидетеля» или «Рассеянная ответственность» | |
| |
Просмотров: 839 | Комментарии: 3 | | | |